ФЕТИШ -а и -а, м.
• 1. У первобытных народов: обожествляемая вещь.
• 2. перен. То, что является предметом безусловного признания, слепого поклонения. Сделать себе ф. из чего-н.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
ФЕТИШ
фетиша и (разг.) фетиша, м. (фр. fetiche). 1. В верованиях первобытных племен - обожествляемая вещь (этнол.). Коллекция австралийских фетишей. 2. перен. Что-н., пользующееся непререкаемым авторитетом, предмет безусловного признания, слепого поклонения (книжн. неодобрит.). Наука потому и называется наукой, что она не признает фетишей... Сталин (речь на 1 Всесоюзном совещании стахановцев). Неужели мы будем преклоняться перед... отсталостью и делать из нее икону, фетиш? Сталин (речь на 1 Всесоюзном совещании стахановцев).
Толковый словарь Ефремовой
ФЕТИШ
м.
1) Неодушевленный предмет, наделенный - по представлениям верующих - сверхъестественной силой и являющийся объектом религиозного поклонения.
2) перен. То, чему слепо поклоняются.
1) Неодушевленный предмет, наделенный - по представлениям верующих - сверхъестественной силой и являющийся объектом религиозного поклонения.
2) перен. То, чему слепо поклоняются.
Толковый словарь В. И. Даля
ФЕТИШ
м. истукан идолопоклонников, идол.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ФЕТИШ
Фетиш фетишизм
≈ термины сравнительного изучения религии, ведущие свое начало от португальского слова "feiti ç o" (латинское factitius ≈ волшебный, чудодейственный). Этим термином португальцы обозначали различные принадлежности католического обихода ≈ реликвии святых, чудодейственные четки и тому подобные религиозные талисманы. После ознакомления с неграми западного побережья Африки (Золотого и Невольничьего берега) в XV в. они стали применять тот же термин ко всем тем странным материальным объектам (куски дерева, камешки, горшки с землей и кровью, когти, перья, зерна и т. п.), к которым негры относились как к божествам, с верой в их чудодейственную силу. В форме f é tiche, fetich термин с течением времени получил право гражданства во французском, английском и других европейских языках. В науку в качестве обобщающего термина для целой категории религиозных фактов впервые ввел его в 1760 г. известный де Бросс в книге "Du culte des dieux f étiches ο u Parallè le de l'аnсiеnnе Religion de l'Egypte avec la religion de Nigritie"; но он неверно понял саму природу фетишизма и дал ему слишком широкое значение. Под фетишем де Бросс понимал "все, что человек выбирает объектом поклонения, напр. дерево, гору, море, кусок дерева, львиный хвост, голыш, раковину, соль, растение, рыбу, цветок, некоторых животных, как коров, козлов, слонов, овец и т. п.", причем поклонение неодушевленным объектам он понимал как сознательное поклонение именно им самим, а не присущим им разумным началам. Конт еще более расширил термин фетишизма, обозначая им анимистическое воззрение первобытного человека на объекты материального мира и весь первобытный культ вообще. До настоящего времени многие ученые склонны относить к фетишизму культ животных, растений, феноменов природы и т. д. (Липперт) или все объекты первобытного культа (Бастиан), упраздняя тем самым всякую точность и определенность термина. Более или менее ограничил его значение Тайлор, считая фетишизм лишь второстепенной отра…
Полное определение слова «ФЕТИШ» ≈ термины сравнительного изучения религии, ведущие свое начало от португальского слова "feiti ç o" (латинское factitius ≈ волшебный, чудодейственный). Этим термином португальцы обозначали различные принадлежности католического обихода ≈ реликвии святых, чудодейственные четки и тому подобные религиозные талисманы. После ознакомления с неграми западного побережья Африки (Золотого и Невольничьего берега) в XV в. они стали применять тот же термин ко всем тем странным материальным объектам (куски дерева, камешки, горшки с землей и кровью, когти, перья, зерна и т. п.), к которым негры относились как к божествам, с верой в их чудодейственную силу. В форме f é tiche, fetich термин с течением времени получил право гражданства во французском, английском и других европейских языках. В науку в качестве обобщающего термина для целой категории религиозных фактов впервые ввел его в 1760 г. известный де Бросс в книге "Du culte des dieux f étiches ο u Parallè le de l'аnсiеnnе Religion de l'Egypte avec la religion de Nigritie"; но он неверно понял саму природу фетишизма и дал ему слишком широкое значение. Под фетишем де Бросс понимал "все, что человек выбирает объектом поклонения, напр. дерево, гору, море, кусок дерева, львиный хвост, голыш, раковину, соль, растение, рыбу, цветок, некоторых животных, как коров, козлов, слонов, овец и т. п.", причем поклонение неодушевленным объектам он понимал как сознательное поклонение именно им самим, а не присущим им разумным началам. Конт еще более расширил термин фетишизма, обозначая им анимистическое воззрение первобытного человека на объекты материального мира и весь первобытный культ вообще. До настоящего времени многие ученые склонны относить к фетишизму культ животных, растений, феноменов природы и т. д. (Липперт) или все объекты первобытного культа (Бастиан), упраздняя тем самым всякую точность и определенность термина. Более или менее ограничил его значение Тайлор, считая фетишизм лишь второстепенной отра…
Этимологический словарь Фасмера
ФЕТИШ
фети́ш
•Из франц. fétiche от норт. feitic̨o, лат. factīcius "искусственный, поддельный" (Гамильшег, ЕW 414; Доза 321).
•Из франц. fétiche от норт. feitic̨o, лат. factīcius "искусственный, поддельный" (Гамильшег, ЕW 414; Доза 321).