Большой российский энциклопедический словарь
СОЦИАЛИЗА́ЦИЯ (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определ. системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества, обладающего определ. правами, включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Изучается философией, психологией, социальной психологией, социологией, историей и этнографией, педагогикой, теологией.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
социализации, мн. нет, ж. (экон., полит.). Действие по глаг. социализировать и социализироваться. Социализация земли (мелкобуржуазный лозунг о переходе земли в собственность общины при сохранении индивидуального землепользования и хозяйства, в противовес национализации).
Толковый словарь Ефремовой
ж.
1) Действие по знач. несов. глаг.: социализировать (2).
2) Становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
≈ см. Коллективизм.
Орфографический словарь Лопатина
социализа́ция, -и
Большой русско-английский словарь
жен. socialization
социализ|ация - ж. socialization
Русско-немецкий словарь
социализация ж Sozialisierung f; психол. Sozialisation f
Большой русско-украинский словарь
сущ. жен. рода , только ед. ч. соціалізація
Русско-испанский словарь
социализ́ация
ж. socialización f
Русско-итальянский словарь
ж.
socializzazione
Русско-чешский словарь
socializace
zespolečenštění
zespolečnění
Русско-белорусский словарь
сацыялізацыя
Русско-голландский словарь
социализа́ция
f
socialisátie
Русско-узбекский словарь
социализация ж социализация, умумлаштириш, социалистик мулкка (умумий мулкка, жамият мулкига) айлантириш; ~ промышленности саноатни социализация ќилиш, саноатни умумий мулкка айлантириш.
Русско-турецкий словарь
ж
sosyalleştirme
Русско-эсперантский словарь Е. А. Бокарёва
sociigo; социализировать sociigi.
Новейший философский словарь
(лат. socialis - общественный) - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм. Феномен С. изучается философией, социологией, социальной психологией, психологией, педагогикой, историей и этнографией. В рамках философии проблема С. конституируется на стыке философии культуры и философии детства. С. как философская проблема имеет смысл только в контексте такого направления социальной философии, как социальный реализм, - в категориях историцизма не формулируется. Традиция философского осмысления феномена С. заложены основоположником социальной психологии Тардом; активно развивалась классическим психоанализом (Фрейд), интеракционизмом; марксизмом (Выготский, Леонтьев), структурно-функциональным анализом (Парсонс); современные исследования проблематики С. представлены, прежде всего, символическим интеракционизмом (чикагская и айовская школы), направлением "психодрамы" и др. Процесс С. может быть понят как подключение человека к культуре как таковой (С. биологического организма) и - одновременно - как подключение к традициям конкретной национальной культуры, выступающей далее для него в качестве автохтонной, родной. Процесс С. как адаптации к культурной среде осуществляется практически всю жизнь индивида, однако функционально-содержательный экстремум его (собственно С.) приходится на временной отрезок со второго по шестой годы жизни, и если этот период упущен (феномен Маугли), то С. детеныша, биологически принадлежащего к виду homo sapiens, практически невозможна (все описанные попытки социализировать детей, выращенных в волчьей стае, как знаменитые Амала и Камала, в стаде антилоп и даже, как современный Ганимед, в гнезде орла, демонстрируют указанную невозможность в качестве своего результата). С. как процесс подключения к культурной традиции семантически есть процесс формирования индивидуальности. В этом смысле результатом С. выступают индивидуальн…
Полное определение слова «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
Словарь юридических терминов
— в криминологии процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей. С. начинается в раннем возрасте и протекает в нескольких фазах. Различают первичную С. в родительском доме, вторичную — в детском саду и школе и третичную — в профессиональной деятельности. Ресоциализацией называется процесс повторного вживания (бывшего преступника) в систему представлений о ценностях, существующих в обществе.
Словарь экономических терминов
- в криминологии - понятие, означающее процесс принятия индивидом к.-л. норм и ценностей, взглядов и образа действий, а тж. интеграцию системы общественных ролей. С. начинается в раннем возрасте и протекает в нескольких фазах. Различают первичную С. в родительском доме, вторичную - в детском саду и школе и третичную - в профессиональной деятельности. Процесс повторного вживания (бывшего преступника) в систему представлений о ценностях, существующих в обществе, называется ресоциализацией.
Психологический словарь
(англ. socialization; от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе С. человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под С. следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.
С. относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. С. предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. С. включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Понятие С. касается качеств, которые индивид приобретает в процессе С., и психологических механизмов (с этим трудно согласиться. — Прим. ред.), посредством которых достигаются желаемые изменения. Определяющее значение для процессов С. имеет общественное воспитание.
В психологии процессы С. изучаются г. о. детской и социальной психологией. В качестве источников С. индивида выступают: а) передача культуры через семейный и др. социальные институты (прежде всего, через систему образования, обучения и воспитания); б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль. На данном этапе С. индивид активно усваивает социальные нормы. Система саморегуляции формируется и развивается и процессе интериоризации социальных установок и ценностей.
Процесс С. можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы…
Полное определение слова «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»