– соразмерность. Созвучие концов стихов (или полустиший), звуковой повтор, отмечающий их границы и связывающий их между собой. «Стихи как бы сами попадают под ноги, в виде образа, целого случайного стиха или даже простой рифмы, около которой, как около зародыша, распускается целое стихотворение» (А.А. Фет).
Последняя туча рассеянной бури,
Одна ты несёшься по ясной лазури…
Пушкин
Повторы Р. с известной закономерностью проходят через всё стихотворение. Минимальным условием для Р. является совпадение ударного гласного: моля-моя. «Я всегда ставлю самое характерное слово в конце строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало. Рифма связывает строки, поэтому её материал должен быть ещё крепче, чем материал, пошедший на остальные строки» (В.В.Маяковский). Р. бывает мужская – с ударением на последнем слоге: гроза-глаза; женская – с ударением на втором от конца слоге: грозы-лозы и дактилическая – с ударением на третьем от конца слоге: лозами-грозами.. Р. может быть точной, когда ударный слог совпадает полностью: вот–грот и ассонансной – не точной, в которой созвучны только гласные: заросли-жалости. Существует каламбурная рифма, когда подбирается неожиданное сочетание слов, составная:
Даже к финским скалам бурым
обращаюсь с каламбуром.
Д.Минаев
Существует омонимическая Р., когда рифмуются слова с разным значением, но одинаково написанные: лук (овощ) – лук (оружие). Консонансная Р. – рифма с разноударными гласными: кедр–бодр. Гипердактилическая Р., когда ударение падает на четвёртый от конца слог или ещё дальше: расцвечивание – очеловечивание. Рифма может стоять в начале строки и в конце, но есть панторифма, когда все слова в строке рифмуются. Р. бывает смежная, когда рифмуются слова, стоящие рядом, и перекрёстная, когда строки рифмуются через одну, опоясная, когда первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая с третьей. Разно…