КАТЕГОРИЯ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

КАТЕГОРИЯ

КАТЕГО́РИЯ -и, ж.

• 1. В философии: общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания. К. качества. К. количества. К. формы. К. содержания.

• 2.
Крупный, обычно строго не очерченный класс в его сравнении с другими такими же классами. К. населения, избирателей, покупателей. К. заведений, учреждений. К. явлений, фактов. II прил. категориальный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

КАТЕГОРИЯ

категории, ж. (греч. kategoria). 1. Высшее родовое понятие, обозначающее какой-н. наиболее общий, отвлеченный Разряд явлений, предметов или их признаков (науч.). Категория причинности. Категория количества. Категория времени. Грамматическая категория. 2. Разряд однородных предметов или лиц (книжн.). Он из категории тех людей, к-рые всегда всем недовольны. 3. Один из разрядов, на которые делятся гражданской властью граждане с точки зрения их прав, обязанностей, повинностей (офиц.). Продовольственная карточка первой категории.

Толковый словарь Ефремовой

КАТЕГОРИЯ

ж.
1) Научное понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи реальной действительности и познания (в философии).
2)
а) Родовое понятие, обозначающее разряд явлений, предметов или наиболее общий их признак.
б) Понятие, отражающее характерные свойства восприятия действительности в какой-л. среде.
3) Группа однородных предметов, явлений или лиц, объединенных общностью каких-л. признаков.

Толковый словарь В. И. Даля

КАТЕГОРИЯ

ж. греч. разряд, порядок или отдел предметов. Категорический, к категории относящ.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

КАТЕГОРИЯ

(от греческого слова κατηγορέω, обвиняю) ≈ логический и метафизический термин, введенный Аристотелем, ныне употребляемый в значении, данном Кантом: К. ≈ априорное понятие рассудка, условие возможности мышления. В индийской философии, в системе Вайсешика, встречается термин падарта, весьма близкий к Аристотелевому пониманию К. шесть К., приводимых в сочинениях этой школы, тождественны с Аристотелевскими, почему и возникло предположение о возможном заимствовании этого учения греками у индийцев. Но это недопустимо уже по хронологическим основаниям, ибо образование различных систем индийской философии в известном теперь виде достоверно относится лишь к началу средних веков. Более чем вероятно обратное предположение ≈ о влиянии греческой философии на индийскую. Аристотель разумеет под К. наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: субстанция (ουσία), количество (πόσον), качество (πρϊον), отношение (πρός τί), где (που), время (πότε), положение (κεϊσθαι), обладание (εχειν), действие (ποιεϊν) и страдание (πάοχειν). В известном смысле можно смотреть на пифагорейскую таблицу 10 противоположностей, как на попытку перечисления К. (конечное и бесконечное, парное и непарное, единство и множество, свет и тень, благо и зло, квадрат и иные фигуры). Аристотелевская таблица К. представляет несовершенства двоякого рода: случайность выведения (из частей речи) и сводимость одних К. к другим. Стоики были правы, когда они вместо десяти Аристотелевых принимали лишь четыре: субстанция, качество, модальность и отношение; не хватает здесь только К. количества. Плотин в первых трех книгах шестой "Эннеады" подробно критикует Аристотелеву таблицу и предлагает свою, которая, однако, в истории не играет никакой роли. В средние века Раймунд Лулльский (1234-1315) пытался перечислить принципы или самые общие понятия и самые общие отношения мышления к предметам. Эти принципы он располагал в виде табличек, причем из различных комбинаций принципов должны были получаться всевозмо…
Полное определение слова «КАТЕГОРИЯ»