– первоначально так называли вид провансальской плясовой песни (ballo –танцую). Оторвавшись от танца, Б. стала твёрдой формой стиха. В своём первоначальном виде она предполагала ситуацию поэтического турнира. Обычно Б. ХIV–ХV вв. состояла из трёх строф (по 8 стихов) одинаковой рифмовки и так называемой «посылки» укороченной строфы – традиционного обращения к «принцу» – судье поэтического состязания. Б. имела также ряд формальных строчных признаков (трёхстрочная концовка, обращение, особая рифма и т. д.). Каждая строфа и посылка завершались одной и той же строкой-рефреном. Баллада из 10-сложных 10-стиший удлинённая до пяти строф с посылкой, обычно посвящённая более серьёзным и высоким темам, называлась «королевская песнь». В эпоху Ренессанса Б. вышла из моды и затем употреблялась сентименталистами и романтиками лишь в стилизациях. Пример, Б. в чистом виде – отрывок из «Большого завещания» Ф.Вийона в переводе В.Брюсова:
Скажите, где, в стране ль теней
Дочь Рима, Флора, перл бесценный?
Архилла где? Таида с ней,
Сестра-подруга незабвенной?
Где Эхо, чей ответ мгновенный
Живил когда-то тихий брег,
С её красою несравненной?
Увы, где прошлогодний снег!
О государь! С тоской смиренной
Недель и лет мы встретим бег;
Припев пребудет неизменный:
Увы, где прошлогодний снег!
В ХIХ–ХХ вв. Б. – небольшое лирическое стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычайный случай: «Песнь о вещем Олеге», А.С.Пушкина, «Людмила» и «Светлана» В.А.Жуковского. «В жанровой структуре баллада представляет собой синтез эпических и лирических начал при определяющей роли последнего» (Н.А.Гуляев).